Поговорим сегодня о консервации лодочного двигателя для зимнего хранения. О том, как это делать и в какой последовательности вы можете прочитать в любом приложении эксплуатации лодочных моторов. А мы подойдем к вопросу более подробно и дадим вам несколько рекомендаций, позволяющих создать все условия для правильного хранения двигателя и последующей его эксплуатации. Эти рекомендации можно применить ко всем двигателям лодок – и к импортным, и к отечественным.
 

Консервация должна проводиться независимо от температуры помещения, в котором будет храниться двигатель!!!
 

Шаг 1
Во-первых, готовя лодочные двигатели к длительному хранению нужно проверить, в системе охлаждения ли полностью отсутствует вода. Двигатель необходимо установить на специальную стойку или какую-либо подставку и отсоединив провода от свечей зажигания, провернуть его с помощью ручного стартера так, чтобы оставшаяся в каналах системы охлаждения вода вылилась. Знайте, что таким образом не всегда удается полностью удалить воду из каналов системы охлаждения двигателя. Поэтому лучше хранить свой лодочный двигатель в сухом отапливаемом помещении, а не при минусовой температуре воздуха. В таких условиях лучше сохраняются резинотехнические и пластмассовые детали.
Шаг 2
Необходимо очистить мотор от грязи и пыли, хорошо промыть бензином или керосином все наружные поверхности и протереть досуха. А при необходимости детали двигателя следует очистить от нагара.
Способ очистки от нагара без разборки двигателя.
Для этого в каждый цилиндр горячего двигателя, установленного свечными отверстиями вверх так, чтобы поршни закрывали выпускные окна обоих цилиндров, заливают смесь, состоящую из 20% масла и 80% керосина. После этого вкручивают свечи и оставляют двигатель в таком положении на 10-12 часов. Затем смесь сливают и запускают двигатель на 20-30 минут. За это время, размягченный, смесью нагар выгорает.
Шаг 3
Далее приступают, собственно, к консервации лодочного двигателя. Двигатель прогревают и ставят отверстиями свечей вверх, устанавливают поршни поочередно в положение нижней мертвой точки и вливают через свечные отверстия по 50-70 см3 чистого обезвоженного авиамасла МС-20. Дают выдержку 1-2 мин и плавно проворачивают коленчатый вал за маховик на три-четыре оборота. После этого лодочный двигатель ставят в вертикальное положение и дополнительно проворачивают коленчатый вал за маховик на два-три оборота. Очищенные от нагара свечи зажигания устанавливают на место.

 

Можно использовать другой способ консервации.
 

Двигатель запускают и прогревают до рабочей температуры, затем топливный шланг от бензобака отсоединяют от двигателя. С помощью шприца в смесительную камеру карбюратора впрыскивают малыми порциями 80-150 см3 автотракторной смазки до остановки двигателя. Масляный туман, образующийся при этом в кривошипной камере, постепенно смазывает все необходимые детали двигателя.
После консервации в отверстия дейдвуда и карбюратора следует поставить заглушки из дерева или бумаги. Полость редуктора необходимо промыть чистым бензином и заполнить свежей смазкой. Обезвоживание масла происходит при его нагревании до 105-110 С с выдержкой до прекращения выделения пены и потрескивания.
Гребной винт также следует снять и смазать тонким слоем солидола и поставить на место. Места трения наружных деталей нужно также смазать консистентной смазкой.

 

Важно помнить
 

Лодочные двигатели, оснащенные электростартером, требуют большего внимания в период хранения, чем двигатели с ручным запуском. Если лодка находится на открытом воздухе, рекомендуется снять пульт дистанционного управления с электрическими проводами и поместить его на хранение в сухом месте.
Аккумулятор на период между сезонами выключить нельзя. Он меньше изнашивается, если хранить его в прохладном месте, но следует иметь в виду, что электролит в разряженном аккумуляторе может замерзнуть. Лучше хранить его в помещении, обеспечив защиту от влаги. Аккумуляторы, у которых количество электролита составляет менее половины, необходимо подзаправить. Подзаряжать его нужно не реже одного раза в два месяца, потому что в противном случае он разряжается и выходит из строя.
Не рекомендуется экономить, стараясь сохранить неиспользованное горючее от одного сезона к другому. В конце сезона нужно опорожнить топливный бак и промыть его чистым бензином, поскольку оставшаяся смазка может образовывать смолистые вещества за зимние месяцы. Хранить бак рекомендуется в защищенном сухом месте со снятой крышкой заливной горловины.
Не закрывайте двигатель, аккумулятор или топливный бак герметичным кожухом или пленкой – под такой защитой может образоваться конденсат, вызывающий ржавление деталей.

В результате консервации двигатель будет иметь защиту в виде масляной пленки, однако рекомендуется не реже одного раза в месяц в течение зимы прокручивать его вручную, обеспечивая сохранение защитной пленки на поверхности деталей. Период хранения является временем, когда необходимо проводить тщательный осмотр лодочного мотора, подтягивать крепежные детали и проверять такие элементы как топливопроводы, провода высокого напряжения в системе зажигания, а также другие детали, подверженные повреждению и износу.