Изучая все о лодках и двигателях, вы все-таки выбрали лучший мотор, смонтировали дистанционное управление, установили аккумулятор, подсоединили тахометр.

Что дальше? Хочется включить ходовые огни, эхолот и многое другое? Как это правильно?
 

Всех потребителей тока на вашей лодке следует разделить на две группы: приборы контроля и остальные потребители.
 

Приборы контроля – это потребители, влияющие на надежность работы всей системы (двигатель – аккумулятор – внешние потребители).
«Прочие потребители» – повышают безопасность и комфортность плавания. Здесь следует сразу же отметить, что ходовые огни мы тоже отнесли к другим потребителям из-за их высокой мощности и необходимости обеспечения их работы даже при выключенном двигателе.

 

Точек подключения потребителей в бортовой сети глобально может быть: пульт дистанционного управления и аккумуляторная батарея. Мощность потребителей, подключаемых к пульту ДУ, как правило, ограничивается 5 амперами. При больших и длительных нагрузках могут выйти из строя соединительные провода. К пульту дистанционного управления рекомендуется подключать только те приборы, которые отвечают за работу двигателя: тахометр, спидометр, индикаторы разного типа (уровень топлива, температуры, угла наклона двигателя), вольтметры, амперметры и соответственно их подсветку.
Для питания других потребителей от аккумулятора следует произвести отдельные провода. Сечение проводов определяется суммарным потребляемым током. Для обеспечения надежности и уменьшения потерь сечение проводов следует выбирать из расчета один квадратный "мм" провода на 5 ампер нагрузки.
Максимальная нагрузка других потребителей ограничивается только током отдачи аккумулятора. Обычно аккумулятор емкостью 40 А*ч имеет максимальный ток отдачи 150-200 ампер. Вот здесь и кроется первая проблема подобной схемы включения потребителей.

 

Рассмотрим пример. Схема 1
 

Все "прочие" потребители имеют ток нагрузки 10 ампер (120 ватт), и при наличии аккумуляторной батареи емкостью в 40 А*ч, Вы рискуете разрядить свой аккумулятор за 4 часа и как следствие вообще не запустить свой двигатель.
Можно увеличить емкость батареи, чтобы увеличить срок ее работы. Но следует помнить, что батареи обладают одним плохим свойством: частый и глубокий ее разряд достаточно быстро выводит батарею из строя. И даже у нее большая емкость это может не спасти вас от не запуска двигателя в «удаленной» точке от вашего причала.
Для повышения надежности запуска двигателя часто используют схему с двумя независимыми аккумуляторами. В качестве переключателя батарей используется переключатель на 4 положения: «Выключено», «1», «Все», «2».
В положении "Выключено" все аккумуляторы отключены от двигателя и не связаны между собой. В этом случае стартовая батарея не подключена ни к одному из потребителей и при разряде Батареи 2 мы всегда сможем запустить двигатель.
В положении «1» к двигателю подключена стартовая батарея, в положении «2» – Батарея 2, и в положении «Все» подключены обе батареи. При работающем двигателе в зависимости от положения переключателя «1», «Все», «2» будут заряжаться соответствующие батареи. Один из возможных вариантов переключателя показан на рисунке.

 

Эта простая схема имеет некоторые недостатки.
Переключатель должен располагаться достаточно близко к аккумуляторам.
Вторая проблема состоит в том, что пользователь должен сам определять, в каком положении необходимо устанавливать переключатель при остановленном двигателе. К примеру, если мы оставили переключатель в положении «ВСЕ», аккумуляторные батареи соединены параллельно и соответственно будут разряжаться одновременно при питании других потребителей во время стоянки. В этом случае есть риск не запустить двигатель из-за глубокого разряда стартовой батареи.
Третья проблема состоит в том, что батареи имеют гальваническую связь и при положении "все" они будут разряжаться друг друга, а при отключенных внешних потребителях заряд этих батарей будет происходить неравномерно.

 

Рассмотрим пример. Схема 2
 

Следующая схема включения нескольких батарей основывается на блоке, создающем гальваническую развязку между этими батареями. Как правило, изоляторы батарей могут иметь один или два входа и два и более выхода для подключения батарей. Мы не будем подробно рассматривать конструкцию этого блока и приведем только схему его включения.
Для подключения батарейного изолятора необходимо модифицировать электрическую схему двигателя. Это и является главным ее недочетом (не считая цены самого устройства).

 

Преимущества очевидны:
 

Схема работает автоматически и позволяет разрешить аккумуляторы гальваническим способом.
Благодаря этому аккумуляторы заряжаются и разряжаются независимо. Риск не запуска двигателя сведен к минимуму.
Выключатели питания аккумулятора служат для предотвращения разряда батарей во время длительной стоянки.

Наибольшая проблема возникает при необходимости питания потребителей напряжением 24 вольта, а подвесной мотор выдает 12 вольт. Первое, что необходимо сделать – установить два дополнительных аккумулятора по 12 вольт и соединить их последовательно. Питание троллингового двигателя (а это основной потребитель тока с напряжением 24 вольта) мы обеспечили.
Следующую проблему, которую необходимо решить, как обеспечить заряд этих аккумуляторов от источника тока напряжением 12 вольт. Самый простой вариант – установить систему переключателей, обеспечивающих параллельное соединение при заряде батарей троллингового двигателя, и последовательное при его работе. Недостаток этого способа – необходимо следить за положением переключателей как перед запуском троллингового мотора, так и запуском основного двигателя.

 

В качестве примера можно привести схему переключения батарей с помощью колодки. К колодке "мама" подключены аккумуляторы, к колодке - "папа" или троллинговый мотор, или колодка с перемычками, обеспечивающими параллельное соединение аккумуляторов.
Более дорогой вариант – это использовать специальные электронные блоки, которые автоматически определяют включен ли выключен троллинговый мотор, и в зависимости от этого, соединяют батареи параллельно или последовательно. На этой схеме - устройство, назовем его "Мост 24", в нормальном состоянии. Когда троллинговый двигатель не работает и основной двигатель выключен, он соединяет аккумуляторные батареи параллельно. При запуске основного двигателя батареи троллингового двигателя соединены параллельно и происходит их подзарядка от аккумулятора. Мы остановили основной двигатель и включили троллинг. Приблизительно через 5 миллисекунд «Мост-24» переключает батареи из параллельного соединения в последовательное. Когда мы выключаем троллинговый мотор, переключение батарей из параллельного соединения в последовательное происходит примерно через 10 секунд. Теперь вы можете запускать свой основной двигатель. Каждое свое действие система сопровождает световой индикацией.

 

Подытожим
 

  1. Старайтесь не подключать к пульту дистанционного управления другие потребители, кроме контрольных приборов.
  2. При значительном расходе электроэнергии установите второй аккумулятор.
  3. Создайте систему гальванической развязки стартовой батареи и дополнительных аккумуляторов.
  4. Попытайтесь обеспечить заряд дополнительных батарей во время работы основного двигателя.