Гребной винт влияет на работу вашего судна в воде, равно как колеса на ход автомобиля на дороге. Таким образом, гребной винт является своеобразным связующим звеном между вашим двигателем и непосредственно водой. Поэтому выбор винта – один из определяющих факторов для достижения оптимальной работы судна.
 

Как правильно выбрать винт

 

Диаметр винта – это диаметр круга, описываемый наружными кромками лопастей. Как правило, для небольших лодок используют винт с большим наружным диаметром, а для скоростных судов – с меньшим. Чем меньше обороты двигателя, тем больше диаметр (меньшая скорость двигателя или больше редуктор). При увеличении площади лопастей – диаметр тоже будет увеличиваться.
 

Шаг винта — это расстояние, которое прошел винт в осевом направлении за один оборот без учета проскальзывания.
Проскольжение – разница между реальным шагом и шагом винта (появляется через частичное стекание воды из лопастей).
Дисковое отношение – отношение площади лопастей к площади описываемого круга.

 

Важнейший параметр, на который обращают внимание, прежде всего, это шаг винта. Это главная характеристика, влияющая на нагрузку двигателя. Чем больше шаг, тем больше скорость, но при этом двигатель должен развивать максимально разрешенные паспортные обороты.
Если вы не гений проектирования гребных винтов – обязательно используйте тахометр при выборе шага. Диаметр винта имеет большое значение, однако их производители давно привели этот параметр в соответствии с мощностями, оборотами и крутящим моментом двигателей. Поэтому будет правильно считать – чем выше шаг винта, тем меньше диаметр и наоборот.

 

Компания Michigan производит некоторые винты, отличающиеся диаметром и дисковым отношением для более тщательного подбора. Обратитесь к специалисту, чтобы вам объяснили стоит ли применять нестандартные винты. От величины проскальзывания зависит КПД движущегося комплекса. Чем меньше проскальзывание, тем выше КПД и наоборот. Обычно также верно утверждение, что чем меньше оборотов развивает двигатель (при положении дросселя — полный), тем выше скольжение и ниже КПД. Нормальным можно считать проскальзывание 18%.
Гребной винт с одной лопастью будет наиболее эффективен в том случае, если вас не раздражает вибрация. Если же вы хотите добиться баланса между эффективностью и вибрацией, то следует выбрать двухлопастный винт. Чем больше лопастей, тем меньше эффективность винта, но в то же время более плавная работа. Большинство винтов идет с тремя лопастями для достижения оптимального уровня вибрации, размеров, эффективности и стоимости. Разница в эффективности между двух – трехлопастными винтами практически не заметна, а вот разницу в уровне вибрации вы почувствуете. Практически все скоростные винты трех- или четырехлопастные.

 

Как выбрать винт, если ваш двигатель развивает обороты, отличающиеся от паспортных.

 

Если обороты ниже – уменьшите шаг винта и учитывайте, что обычно уменьшение шага на 1 дюйм (25.4 мм) повысит обороты примерно на 200.
Если обороты выше — сделайте так же, как предложено выше, но наоборот.

 

Как получить максимальную скорость |
 

Используйте нержавеющие винты, а лучше нержавеющие полированные винты, а в идеале – нержавеющие вентилируемые полированные винты. При этом обороты немного могут возрасти.
 

Для достижения максимальной скорости используйте винты с высоким КПД на больших скоростях, например Ballistic от Michigan. При применении трехлопастных винтов этой серии обороты возрастут существенно, поэтому, возможно, есть смысл увеличить шаг. При применении четырехлопастных винтов (если энерговооруженность вашего судна высока) обороты, скорее всего, не увеличатся из-за уменьшения проскольжения.
 

Не позволяйте поврежденному винту нарушать ваши планы. Всегда держите винт на борту лодки.