История создания двигателей Mercury связана с жизнью выдающегося изобретателя, талантливого инженера и организатора Карла Киекхафера. Этот необычный человек основал бренд лодочных двигателей Mercury. Он всегда знал, что нужно людям пользующимся его творениями. Спектр его интересов был очень широк от подвесных и стационарных двигателей до компактных снегоходов (имел более 200 патентов в области моторостроения). Это шло только в пользу качества изделий, производимых на заводах Киекхафера. Поэтому главная добрая традиция Mercury – самый высокий уровень качества изготовления, продажи и обслуживания.
 

С весны 1996 г. после недолгих переговоров с бельгийским филиалом Mercury совместное украинско-французское предприятие Фьорд-Бот решает заняться продажей двигателей Mercury и заключает соглашение об эксклюзивном праве на продажу в Украине. Сейчас наши земляки могут в полной мере оценить их качество и надежность, ощутить удовольствие пользоваться этим чудом техники. Правда, хотелось бы оценивать по сравнению с тем, что нам хорошо и давно знакомо, но сравнивать почти не с чем. В Украине подвесные двигатели не производились и не производятся. Советские, а ныне российские производители, по социалистической традиции, не радовали людей ни качеством, ни разнообразием.
 

Под давлением различных неудач и запретов в относительно "стабильных и благополучных" 80-х годах выпускались только "Салют" мощностью 2 л.с., Ветерок-8 (8 л.с.) и Вихрь-30 (30 л.с.) . В последние годы реанимировано производство Ветерка-12 и Нептуна-23, а на далеком Алтае на базе Вихря-30 создан двигатель Бийск-45. Вот и все. К тому же все эти двигатели выпускаются по схемам 60-х годов (маленькие "плановые" модернизации ничего не меняли) на неспециализированных заводах как дополнительная, а не основная продукция.
 

С 70-х годов под давлением администрации США и известного топливного кризиса моторостроительные фирмы вынуждены были пойти на значительные затраты, добиваясь повышения экологической чистоты двигателей и их экономичности. "Зеленые" и острая конкуренция сделали свое дело. Лодочные двигатели Mercury стали комплектоваться усовершенствованными карбюраторами, которые делают невозможным чрезмерное обогащение горючего на всех режимах (причем не снижают мощности двигателя). Благодаря отлаженной системе впуска-выпуска было улучшено наполнение камеры сгорания. Высокая точность изготовления и качественные металлы позволили снизить содержание масла в топливной смеси до 1%. И это далеко не все. В то же время в бывшем союзе пошли по привычному пути – путем различных запретов на эксплуатацию подвесных двигателей и повышения цен. Результат не заставил себя ждать — с производства были сняты двигатели Москва-30, Привет-23, Нептун-23, Прибой. Значительно уменьшились объемы выпуска оставшихся моделей. Сейчас есть то, что имеем.

 

MERCURY-30 И Вихрь-30
 

Сравните: 11 л/час расход горючего на Вихрь-30 (при идеальном состоянии двигателя, а после одного-двух сезонов эксплуатации – 14-15 л/час) и 9 л/час на Mercury-30. Однако смазки в бензине для Mercury-З0 нужно в 4 раза меньше, чем для Вихря-З0. Если же Mercury будет оснащен системой впрыска смазки, ее потребление станет еще меньше, а количество будет зависеть от режима работы.
Вообще сравнение этих двух моделей между собой – дело нелегкое. Это двигатели из двух разных эпох. В Вихрях, как заслугу, можно указать лишь на то, что он работает на низкооктановом бензине и для его смазки в горючее заливается обычная смазка. Возможно, это было актуально лет 15-20 назад. А сейчас? Кроме того, Вихрь выигрывает у Mercury-30 12-13 кг веса. Но за счет чего? Mercury-30 и Mercury-40 имеют одинаковый вес. Фактически, это один двигатель с разными степенями форсирования. А мощность всех подвесных двигателей в США измеряется на валу гребного винта (таков у них стандарт), а не на коленчатом вале согласно нашему стандарту. Что это значит?

 

Вот, пожалуйста, цифры и личные впечатления.

 

В августе 1996 года на Киевском водохранилище мне пришлось устанавливать Mercury-25 (мощностью – 25 л.с., весом – 51 кг) с так называемой "длинной ногой" (высота дейдвуда 508 мм), с ручным запуском на лодку Ока-4. Двигатель был установлен на транец стандартной высоты (380 мм для лодки Ока-4) с углублением гребного винта на 128 мм, поскольку владелец планировал нарастить транец позже.
После этого для сравнения скорости были проведены небольшие соревнования между однообразными лодками Ока-4. На одном из которых был Mercury-25, а на втором – Вихрь-З0 (хозяин ручался за отличное техническое состояние своего двигателя). При одинаковой нагрузке не обкатан и с увеличенным углублением гребного винта Mercury-25 уверенно опережал Вихрь-3 с разницей в скорости 7-8 км в час.

 

Различный подход к измерению мощности, более совершенная гидродинамика подводной части с выводом выхлопа через ступицу винта сделали свое дело.
Наблюдая за импровизированными соревнованиями, егерь местного лесничества выразил обеспокоенность по поводу того, что необычно тихая (даже на максимальных оборотах) работа Mercury доставит много хлопот местной водоплавающей дичи, если такие двигатели начнут использовать охотники. Стоя на берегу, можно было сравнить работу двух двигателей на слух: за 200 м Mercury уже не было слышно, тогда как Вихрь очень жужжал, даже за 800 м.

 

За время испытаний все наслаждались легким запуском, удобным управлением, возможностью контролировать остаток горючего (на 23-литровом бачке установлен индикатор уровня). Выкрутив свечу, можно было посмотреть на величину искры. Во время прокрутки с минимальной скоростью маховика искру было не только видно, но и слышно: 40 тысяч вольтов уверенно пробивали миллиметровое расстояние между электродами.
Вместо двух винтов ("грузового" и "скоростного"), которыми комплектуется Вихрь, Mercury имеет возможность выбирать из семи различных видов – на любой случай и на любую лодку. Причем винт устанавливается на вал без шпонки: с далекого 1952 года фирма применяет запатентованную конструкцию ступицы, которая обеспечивает прокрутку винта относительно резинового амортизатора при ударе лопасти по постороннему предмету.

Рассказывать о конструкции и возможностях одной модели можно очень долго, а информировать читателей по всему модельному ряду Mercury – до бесконечности.
Для небольших лодок подойдут модели мощностью 2,5-10 л.с., отличающиеся простотой в управлении, компактностью, легкостью, и, что важно, малым расходом горючего. Эксплуатация таких лодок доставляет настоящее удовольствие. Один владелец Mercury-33 на вопрос, были ли у него сложности с двигателем в прошлом сезоне, сразу ответил: "Были! Надоело всем отвечать, что мой двигатель работает на бензине, что он не электрический". Ну не верят наши земляки, что подвесной двигатель может работать так плавно и тихо. Кстати, у Mercury есть и электродвигатели Mercury Thruster, они имеют мощность менее одной лошадиной силы и подойдут для надувных лодок, если вам не нужна большая скорость.

 

Двигатели начиная с мощности 10 л.с. можно укомплектовать электрическим стартером, дистанционным управлением. Две модели мощностью 4 л. и 9.9 л.с. выпускаются специально для использования на яхтах. Длинный дейдвуд, наличие электрогенератора, специальный редуктор делают эти модели отличными помощниками яхтсменов.
Летом 1997 г. пришлось столкнуться с двигателем Mercury-9.9, который поработал несколько часов на чистом бензине без масла. По словам владельца, таким "недопустимым" способом было отработано около 10 л бензина. И даже после этого двигатель отлично работал: во время его работы не было слышно посторонних звуков, он хорошо реагировал на увеличение-уменьшение оборотов, отсутствовала вибрация, поддерживался нормальный температурный режим. Ощутимо упала только мощность. О чем это говорит? В экстремальных условиях при отсутствии смазки и значительном увеличении коэффициента трения все узлы работали с высокой степенью физического износа, но не разрушились.

Для ремонта и восстановления функционирования подвесного мотора в полном объеме пришлось поменять ряд его деталей.
Следующую группу модельного ряда двигателей можно считать наиболее приемлемой и массовой для тех лодок, которые находятся у нас в эксплуатации. Mercury представлен моделями мощностью от 15 до 40 л.с., которые могут быть оснащены румпелем или дистанционным управлением, ручным или электрическим стартером, гидравлической системой отбрасывания двигателя. Интересной особенностью моделей мощностью 8-25 л.с. является то, что управление оборотами двигателя и включение передач размещены в одной ручке. От управления таким двигателем знатоки в восторге, а те, кто впервые имеет дело с подвесными двигателями, воспринимают все как должное и овладевают его управлением за считанные минуты.

Снова хочется привести пример из жизни. Осенью 1996 г. работающий Mercury-40 без капота во время работы был залит волной. Эксплуатация двигателя без капота недопустима, а вода попала внутрь картера двигателя. Хуже всего то, что владелец без колебаний оставил двигатель зимовать в таком состоянии! Результат – весной маховик невозможно было провернуть, даже используя рычаг. Пожелания владельца мы выполнили: двигатель удалось вынудить работать без замены деталей. Нельзя сказать, что он начал работать, как новый, но ведь работал! Такого отношения к технике не выдержит ни наша конструкция, а потерь не компенсирует ни одна гарантия.
 

Для лодок и катеров высшего класса есть самый широкий модельный ряд. Здесь Mercury наиболее убедительно демонстрирует свой потенциал благодаря тому, что традиционно особое внимание фирма уделяла мощным моделям. Почти 40 моделей от 50 до 300 л.с. могут быть установлены на катер практически любого размера. Все конструктивные и технологические достижения, воплотившиеся в металл при производстве этих мощных моделей, позволили Mercury использовать их в самых престижных гонках на воде.
 

Mercury – единственные моторы, используемые гонщиками Формулы-1, вытеснив на второй план двигатели концерна OMC, выпускаемые моторами Johnson и Evinrude.
 

Многие Mercury-60, Mercury-75 и Mercury-90 используются на водных путях Украины. Охарактеризовать этот мощный модельный ряд и остановиться на четырехтактных двигателях и водометах в рамках одной статьи трудно.
Скептики скажут: "Все это очень хорошо, а какая же цена такого удовольствия?”. Mercury, благодаря титаническим усилиям, стал мировым лидером, а, как известно, качественным дешевым не бывает. Хотя все, как всегда, относительно. Сравните 8000 часов реального моторесурса Mercury и 1200 часов Вихрь - 3. Причем, чтобы эксплуатировать Вихрь или Ветерок, нужно быть незаурядным механиком и иметь немало свободного времени, поэтому, прежде чем покупать, нужно хорошо просчитать.

 

Вся продукция Mercury обладает исключительной надежностью. За два прошлых сезона не было зафиксировано ни одной поломки по вине фирмы. Высокоточные подшипники, мощная электронная система зажигания, спиральный зуб в шестернях редуктора, надежная защита от коррозии (все моторы могут работать в морской воде), термостат в системе охлаждения – далеко не все то, что обеспечивает качество и надежность.
 

У конструкции Mercury нет слабых мест. Там ничего не нужно совершенствовать. Владельцу остается только своевременно заправлять двигатель качественной смазкой и горючей, и он ее не подведет.
Очень хотелось бы верить, что о наших отечественных моторостроителях в скором будущем можно будет рассказать нечто подобное. Неужели при новых условиях, когда есть сильный промышленный и научный потенциал, у украинского подвесного двигателя нет права на рождение и развитие?