Покупатель, решивший приобрести двигатель для лодки, сталкивается с тем, что сейчас на рынке представлено огромное количество двигателей от разных производителей. При выборе нужно отдельно рассматривать свойства каждого лодочного двигателя, оценивать соответствует ли он условиям будущей эксплуатации. От правильного решения этой задачи напрямую зависит безопасность и экономность плавания. Также необходимо обязательно ознакомиться с паспортными данными лодки или катера, выяснить характерный размер транца, который можно будет сопоставить с данными двигателя.
Сейчас есть широкий выбор двигателей для лодок от разных торговых марок. К примеру, можно выбрать мотор от Yamaha или Mercury, а можно остановиться на менее известных торговых брендах.

 

Какие бывают двигатели?
Все подвесные двигатели для лодок бывают двух типов:

Двухтактные и четырехтактные модели.

 

Различаясь по своим характеристикам, каждый из них имеет преимущества и сравнительные недостатки. Нельзя сказать, что один двигатель лучше, а другой хуже. Выбор того или иного типа зависит от области применения.
Двухтактные двигатели более распространены и имеют большую удельную мощность (в расчете на кг веса). Чаще всего параметров их работы вполне достаточно для любых нужд. Однако там, где требуется повышенная экономичность и "чистота" эксплуатации, минимальный шум и вибрация, можно обратить внимание на четырехтактные модели. Больший вес в большинстве случаев окупается этими преимуществами, а меньший расход топлива при интенсивной эксплуатации за 2-3 года сведет насмарку и разницу в цене.

 

К примеру, если вы занимаетесь рыбалкой и передвигаетесь на небольшие расстояния, то вам будет достаточно двигателя на 2-3 л.с. При покупке морского катера вы можете остановить свой выбор на двигателе в 250 л.с. Также необходимо руководствоваться требованиями к мощности двигателей лодок, предъявляемых их производителями. Мощность не должна превышать максимальной, указанной в паспорте лодки.
Также важно помнить о том, что с увеличением мощности двигателя падает его экономность (например, двигатель 250 л.с. потребляет до 90 литров бензина в час).
Необходимо также ответить на вопрос допускает ли лодка или катер глесирования? Под глиссованием обычно подразумевается режим движения на большой скорости, при котором вода смачивает лишь небольшую часть корпуса лодки. Вес лодки, груза и экипажа в таком случае больше компенсируется подъемной силой, создаваемой этой частью. В водоизлучающем режиме значительная часть корпуса погружена в воду и общий вес скомпенсирован в основном силой Архимеда. Если же режим глиссования вам не нужен, то при выборе можно ограничиться маломощными или средними двигателями (2-15 л. в зависимости от нагрузки).
Дополнительные "лошади" не обеспечат существенный прирост скорости, а лишь вызовут чрезмерное образование волн. Кроме того, в водоизлучающем режиме слишком мощный двигатель притопит корму лодки и даже при небольших волнах опасность затопления резко возрастет. А вот недостаток мощности двигателя для глиссующей лодки не позволит ему развить максимальную скорость или даже вовсе выйти на глиссование при большой нагрузке.
(условие для вывода на глиссирование: отношение мощности (в л.с.) к общему весу лодки (в кг) должно превышать 1/25, для лодок, имеющих хорошо выраженный киль (киловатт) - 1/20, для лучших моделей лодок , оптимизированных для глиссования – 1/35).

 

Однако необходимо соблюдать и меры — при чрезмерной мощности глиссирующая лодка может оказаться недостаточно устойчивой (резко возрастет риск опрокидывания, что часто приводит к фатальным последствиям).
Были разработаны специальные рекомендации (за рубежом они сведены в стандарт), ограничивающие мощность двигателя, устанавливаемую в зависимости от произведения длины лодки (L) на максимальную ширину транца (B) (кормовой пластины, на которой крепится двигатель). Так, например, ограничения для лодок с размерами LxB составляют:
3x1,18 м – 3 л.с.
4x1,4 м – 30 л.с.

 

По этим же рекомендациям для лодки размером 4,6x1,8 м можно получить сравнительно большие 85 л.с., но...
Есть еще один фактор, согласно которому предельная мощность ограничивается и прочностными характеристиками корпуса, который может пострадать от сильных и частых ударов о волне. Поэтому, определяя максимально допустимую мощность двигателя, обязательно ознакомьтесь с ограничениями, указанными в паспорте лодки или катера.
Если экономность для вас не является основным фактором, а нужна прежде всего высокая скорость, можно выбрать двигатель большей мощности. Но для каждого судна существует предел мощности по условиям безопасности. Дело в том, что при росте скорости судна возрастают и силы, влияющие на корпус. При превышении безопасного порога эти силы могут вызвать опрокидывание лодки или ее разрушение.